Армения стремится к финансовой устойчивости в оказании услуг плановой вакцинации путем принятия законодательных мер и отслеживания ресурсов. Реализация программы Sabin по устойчивому финансированию вакцинации (SIF) была начата в Армении в марте 2015 г.

Структура программы вакцинации

Управление национальной программой вакцинации Армении осуществляют два подразделения Министерства здравоохранения: Государственная санитарно-эпидемическая служба (ГСЭС) и Национальный центр по контролю заболеваний.

Ход реализации программы в Армении на текущий момент

Государственные расходы на вакцинацию

Принятие законодательных норм, направленных на устойчивость

Отслеживание расходов

Основные компоненты программы SIF

Государственные расходы на вакцинацию

За период 2006-2014 г.г. валовой национальный доход на душу населения в Армении увеличился на 91% с US$1990 до US$3810. В соответствии с показателями Формы совместной отчетности ВОЗ/ЮНИСЕФ (JRF), в 2006 г. правительство Армении потратило на плановую вакцинацию $2 на каждого живого новорожденного. К 2014 г. доля государства в финансировании увеличилась в сорок раз — до $84. Доля государства в общем объеме плановых расходов на вакцинацию выросла с 50% до 99% за указанный период. Хотя с 2010 г. данные о финансовых показателях JRF поступали нерегулярно, тем не менее, имеются свидетельства продвижения Армении к государственной монополизации программы вакцинации. Среди стран, на территории которых реализуется SIF, в 2014 г. Армения заняла первое место по показателю расходов на плановую вакцинацию в расчете на одного живого новорожденного.

С финансовым отчетом JRF по Армении за 2006-2014 гг можно ознакомиться здесь.

Принятие законодательных норм, направленных на устойчивость

Конституция Армении обеспечивает охрану здоровья и предусматривает наличие системы здравоохранения, однако при этом в стране не принят комплексный закон о вакцинации.

В Статье 33.2 Главы 2 Конституции Армении (1995) декларируется: «Каждый человек имеет право на жизнь в благоприятной для его здоровья и благополучия среде, а также обязан охранять и улучшать ее самостоятельно и совместно с другими людьми».

Статья 48 Главы 2 Конституции Армении (1995) называет основной задачей государства «реализацию программ в сфере здравоохранения в интересах населения страны и обеспечение эффективного и доступного медицинского обслуживания».

Вакцинация в Армении регулируется министерскими постановлениями о санитарных нормах и правилах. На каждую вакцину, включая новые, издается отдельное постановление министерства, в котором излагаются инструкции и описываются условия применения.

Министерством здравоохранения (МЗ) разрабатывается Закон об общественном здравоохранении, в котором предусматривается финансирование вакцинации за счет средств государственного бюджета.

Отслеживание расходов

В данной стране отслеживание расходов является важной составляющей траектории устойчивого финансирования вакцинации. В марте 2015 г. армянскими партнерами был осуществлен анализ движения бюджетных средств в рамках национальной программы вакцинации за 2012-2013 г.г. с использованием инструмента для анализа бюджетных потоков SIF.

Компоненты программы SIF

  • Октябрь 2015 г.: Директор, старший руководитель программы SIF и руководитель национального отделения по вакцинации встречаются с членами комитета парламента по вопросам здравоохранения.
  • Март 2015 г.: Старший руководитель программы осуществляет вводный инструктаж с представителями EPI и Национального центра по контролю и профилактики заболеваний Армении.
  • Март 2015 г.: Старший руководитель программы проводит встречу с представителями EPI, Национального центра по контролю и профилактики заболеваний Армении, а также главой финансово-экономического управления МЗ с целью анализа движения выделенных на вакцинацию бюджетных средств и документального оформления процесса составления бюджета на вакцинацию.

The Republic of Armenia is pursuing a financially sustainable public immunization program through legislation and enhanced budget oversight. Sabin’s Sustainable Immunization Financing (SIF) Program began its efforts in Armenia in March 2015.

National Immunization Program Structure

The Armenian EPI is managed through two Ministry of Health entities: the State Hygiene and Anti-epidemic Inspection (SHAEI) and the National Center for Disease Control.

Armenia's Progress to Date

Government Spending on Immunization

Legislation for Sustainability

Expenditure Tracking

SIF Program Inputs

Government Spending on Immunization

Over the period 2006-2014, Armenia’s Gross National Income increased 91 percent from US$1,990 to $3,810 per capita. According to the WHO/UNICEF Joint Reporting Form (JRF), the Armenian government spent $2 on routine immunization per surviving infant in 2006. By 2014, government contributions had increased forty-fold, to $84. The government share of total routine immunization expenditures rose from 50 percent to 99 percent over the period. Though JRF financial indicators have been reported inconsistently since 2010, the data nevertheless suggest that Armenia has progressed towards country ownership of its immunization program. Among SIF countries, Armenia ranked first in terms of routine immunization spending per surviving infant in 2016.

Armenia’s JRF Financing Feedback Report, 2006-2014.

Legislation for Sustainability

Armenia’s constitution provides protections for health and health care, but there is no overarching immunization law.

Chapter 2, Article 33.2, of Armenia’s Constitution (1995) states, “Everyone shall have the right to live in an environment favorable to his/her health and well-being and shall be obliged to protect and improve it in person or jointly with others.”

Chapter 2, Article 48, of Armenia’s Constitution (1995) states that a basic task of the state is “to implement health care programs for the population and contribute to the effective and affordable medical service for the population.”

In Armenia, immunization is regulated by ministerial decrees on sanitarian norms and rules. For each vaccine, including new vaccines, there is a separate ministerial decree that sets instructions and conditions for implementation.

The Ministry of Health (MOH) is formulating a Public Health Law which is slated to provide for public immunization financing.

Expenditure Tracking

Expenditure tracking is an important component of the country’s sustainable immunization financing trajectory. Armenian counterparts analyzed national immunization program budget flows for 2012-2013 and 2014-2015 using the SIF Budget Process tool.

SIF Program Inputs

  • March 2016: Sabin Senior Program Officer meets with MOH Finance Unit Director to analyze proposed and approved budget, EPI Manager and team to complete the SIF budget flow analysis for 2014-2015
  • October 2015: SIF Director, Senior Program Officer and national immunization manager meet with members of the Parliamentary Health Committee
  • March 2015: Sabin Senior Program Officer meets with representatives from EPI, National Center for Disease Control & Prevention, and Head of MOH Financing-Economic Unit to analyze the immunization budget flow and to document the immunization budget process

Last Updated July 11, 2016